Portishead — Roseland NYC Live (1998, Go! Beat)
trip-hop
Думаю, Portishead уже пару десятков лет как не нуждаются в представлении. Трио, состоящее из Бэт Гиббонс, Эдриана Атли и Джеффа Бэрроу, взлетело из бристольского музыкального подполья примерно в одно время с остальными его представителями. Именно на середину 90-ых пришелся расцвет музыки Бристоля: «Protection» и «Mezzanine» от Massive Attack, «Maxinquaye» от Tricky, «New Forms» за авторством Рони Сайза и его группы-оркестра Reprazent. И если МА с Трики взяли уклон в сторону хип-хопа, а Roni Size стал одним из лидеров драм-эн-бейс сцены, то Portrishead тянулись в сторону более гитарного звучания. И будем честными, выйди этот альбом в другое время и не будь группа из Бристоля, то он не получил бы ярлыка «трип-хоп». Более того, коли бы релиз состоялся в 2017 году, то на группу бы щедро повесили ярлык lo-fi experimental psychedelic rock и отправили в топ Афиши к этим вашим пасошам. Но это, к счастью, только лишь вариации на тему.
В 1997 году в нью-йоркском концертном зале Roseland Ballroom группа дала концерт при участии Нью-йоркского филармонического симфонического оркестра под руководством Ника Ингмана. Этим выступлением трио будто бы подвело черту под всей своей работой. (Почти так и случилось, следующую студийную работу мы дождались только через 10 лет, в 2008). На сцене Бэт с сигаретой во рту спела лучшие песни коллектива с двух предшествующих студийных альбомов. Оркестр вдохнул жизнь в мрачные электронные аранжировки, но не изменил их кардинально. Живой барабанщик постоянно менялся местами с семплером и самим Джеффом Бэрроу. Эдриан Атли менял гитару на Minimoog и Korg MS20. Бэт впервые сыграла на гитаре перед аудиторией. В наше время уже трудно удивить кого-то совмещением симфонического оркестра и электронной музыки, подобные выступления организовывали Paul van Dyk, Phoneheads, а Goldie вообще принял участие в проекте BBC, в котором написал музыку для BBC Concert Orchestra и Лондонского филармонического хора. Но выступление Portishead не имело атмосферы камерности или напыщенности, никаких фраков. Это скорее было похоже на джем-сейшн. В зале молодые люди сидели прямо на ступеньках, Бэт в перерывах общалась с публикой и уничтожала сигареты одна за одной, пока Атли о чем-то смеялся с Бэрроу.
Можно бросаться в меня камнями, но я считаю этот лайв лебединой песней коллектива. После этой пластинки довольно трудно вернуться к студийным альбомам, они кажутся немного сжатыми и слегка пустоватыми. Именно в этом формате Бэт полностью раскрылась слушателю. От нее просто невозможно оторвать взгляда.
К слову, на альбомной версии звучат другие вариации песен «Sour Times» и «Roads», чем на видео-издании, которое будет сразу под постом. Обязательно посмотрите, сет-лист был намного шире, чем треклист пластинки.
#trip_hop